Характеристики
Экипаж: 2, силовая установка: 1 x ПД АШ-82В мощностью 1250кВт, диаметр несущих винтов: 21.0м, длина с вращающимися винтами: 25.02м, высота: 4.4м, ширина фюзеляжа: 2.0м, взлетный вес: 7550кг, вес пустого: 5100кг, максимальная скорость: 185км/ч, скороподъемность: 5.6м/с, динамический потолок: 5500м, статический потолок: 2000м, дальность полета с полным запасом топлива без ПТБ: 500км, полезная нагрузка: 1600кг
Вертолет Ми-4 является первым военно-транспортным вертолетом в отечественных вооруженных силах. Создание вертолета было ускорено возросшей ролью вертолетов в вооруженных силах, подтвержденной на практике в военных действиях в Корее, особенно при высадке вертолетами в 1951г. морского десанта в Инчхоне. Разработка, летные испытания и внедрение вертолета Ми-4 в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок - в течение одного года: 5 октября 1951г. было подписано постановление правительства о создании вертолета и началась его конструктивная разработка, а уже в июне 1952г. первый опытный вертолет ВД-12 (вертолет десантный на 12 мест) совершил первый полет (летчик-испытатель В.В.Виницкий) и в этом же году начал производиться серийно. В 1953г. первые серийные вертолеты Ми-4А успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в вооруженные силы. По своим летно-техническим характеристикам и грузоподъемности вертолет Ми-4 значительно превосходил все зарубежные вертолеты. Имея такую же компоновку силовой установки с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части фюзеляжа, как у вертолета Sikorsky S-55, созданного в 1949г, вертолет Ми-4 превосходил его по грузоподъемности более чем в два раза, перевозя нагрузку 1200кг в нормальном варианте и 1600кг в перегрузочном. Просторная грузовая кабина вмещала 12 десантников с личным вооружением и боеприпасами и 16 десантников в перегрузочном варианте или грузы массой до 1600кг, в том числе пушку калибром 57мм с расчетом, два мотоцикла М-72 с колясками и пять десантников или автомобиль-вездеход ГАЗ-67B, а позже ГАЗ-69, и была снабжена грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом - решение, которое стало традиционным в дальнейшем для военно-траспортных вертолетов. Под фюзеляжем в носовой части была предусмотрена гондола для стрелка с пулеметом калибром 12.7мм на турельной установке. На всех вертолетах Ми-4 использовалась одна и та же силовая установка - специально разработанный для него вариант поршневого двигателя воздушного охлаждения АШ-82В взлетной мощностью 1250кВт, разработанный ОКБ им. В.Д. Швецова. При разработке и доводке вертолета Ми-4 был решен ряд сложных научно-технических проблем, среди которых устранение флаттера лопастей несущего винта, повышение динамической прочности несущего и рулевого винтов и увеличение ресурса основных агрегатов. Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953-1966гг. на вертолетном заводе в г. Казани, где было построено примерно 3200 вертолетов различных модификаций, из которых более 700 были поставлены в 1956-1966гг. за рубеж в 24 страны; кроме того, вертолеты Ми-4 под обозначением Z-5 производились в 1958-1979гг. по лицензии в КНР в г. Харбине, где было построено 545 вертолетов. В 1955г. на двух вертолетах Ми-4 был совершен перелет из Москвы до полярной станции "Северный полюс-5" протяженностью более 5000км. На вертолетах Ми-4 в 1956-1965гг. были установлены 8 международных рекордов, в их числе подъем груза массой 2000кг на высоту 6017м и массой 1000кг на высоту 7575м, а в 1958г. на Всемирной выставке в Брюсселе вертолет был удостоен диплома и золотой медали. Вертолеты Ми-4 широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 вертолетов, уже в 1950г. (?) на воздушном празднике в Тушино демонстрировались 24 вертолета Ми-4, а в 1954г. с 36 вертолетов Ми-4 был высажен десант с автомобилями и легкой артиллерией. В 1956г. вертолеты Ми-4 использовались в военных действиях в Венгрии, в 1961-1962гг. в Индии, в 1965г. в Пакистане, в 1960-1975гг. в Ираке, в Эфиопии в 1971-1980гг. и других странах, а в 1978г. в Афганистане, где они вскоре были вытеснены вертолетами Ми-8 и Ми-24. По данным на середину 1995г. в вооруженных силах различных стран используются 555 вертолетов Ми-4: Албания - 18, Алжир - 30, Афганистан - 12, Болгария - 14, Венгрия - 40, Вьетнам - 30, Ирак - 40, Йемен - 4, КНР - 350, Куба - 5, Судан - 10 и др. Вертолеты Ми-4 стали основой для создания большого числа модификаций для вооруженных сил, перечень которых и основные особенности конструкции приводятся ниже: Ми-4А - базовая модификация, основной транспортно-десантный вертолет вооруженных сил стран Варшавского Договора в 1950-1970гг; Ми-4С - спасательный вертолет для ВВС и ВМФ, модификация Ми-4А, оснащен спасательной лебедкой грузоподъемностью 156кг и снаряжением для спасательных операций над сушей и морем; Ми-4ПС - поисково-спасательный вертолет; разработка была начата в 1958г; оснащен оборудованием для спасательных работ в труднодоступных районах, РЛС "Рубин-В", УКВ радиокомпасом "Приток", радиокомпасом АРК-54, автопилотом АП-81, связной радиостанцией РСБ 5/230, дополнительными топливными баками, спасательной лодкой ЛАС-5М и надувными баллонетами; Ми-4М – противолодочный вертолет, в 1959г. предъявлен на государственные испытания, в 1963г. принят на вооружение авиации ВМФ; оснащен гидроакустической станцией "Баку" и магнитометром АПМ-60; может нести 18 радиоакустических буев РГНБ; вооружение составляет 100 глубинных бомб ПЛАБ-МК, вертолет оснащен оптическим прицелом ОПБ-1Р; Ми-4МЭ - экспортный вариант Ми-4М, разработан в 1963г, поставлялся в ряд стран; Ми-4Т - вертолет-торпедоносец, развитие Ми-4М, без магнитометра и РЛС, был снабжен воздушной рамочной антенной СПАРУ-55, прицелом НКПБ-7 в дополнение к оптическому прицелу ОПБ-1Р, контейнером для гидроакустических буев и двустворчатым контейнером для авиационной торпеды АТ-1, увеличенный запас топлива обеспечивал дальность 500км; вертолет мог использоваться в варианте морского бомбардировщика с бомбовой нагрузкой до 500кг из глубинных бомб ПЛАБ разного калибра; Ми-4АВ - вооруженный вариант Ми-4А, первый отечественный транспортно-боевой вертолет для непосредственной поддержки наземных войск, на форменных пилонах по бокам фюзеляжа могли подвешиваться на 6 балочных держателях авиационные бомбы, контейнеры с НАР калибром 57мм и пусковые установки для четырех ПТУР "Фаланга" с радиокомандной системой наведения; вертолет был снабжен оптическим визиром Ш121, коллиматорным прицелом ПКВ и оптическим прицелом ОПБ-1Р; в 1967-1968гг. в вариант Ми-4АВ было переоборудовано 200 вертолетов Ми-4А. Были разработаны и производились также другие модификации вертолета Ми-4 для военного применения: вертолеты-тральщики для разведывательного траления минных полей и протраливания узкой полосы впереди головного корабля-тральщика; вертолеты - летающие пункты связи наземных войск; вертолеты радиопротиводействия и постановки помех; вертолеты санитарные и вертолеты-летающие операционные. Кроме того, был разработан ряд модификаций вертолета для гражданского применения: Ми-4П - пассажирский, для перевозки 10 пассажиров и 200кг груза. Вертолеты Ми-4П обслуживали около 100 вертолетных линий, в том числе в Москве для доставки авиапассажров от центрального аэровокзала до аэропортов; был построен также ряд пассажирских вертолетов для правительственных перевозок с улучшенной планировкой кабины и обтекателями колес на опорах шасси; Ми-4СХ - сельскохозяйственный, с опрыскивателем для жидких химикатов, с баком емкостью 1600кг или распылителем для твердых химикатов массой до 1000кг; вертолет-летающий кран с системой внешней подвески грузов массой до 2000кг; Ми-4Л - противолесопожарный вертолет для борьбы с лесными пожарами; в грузовой кабине устанавливались два бака емкостью по 500л и размещались 8 пожарных со снаряжением. КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, одним ПД и четырехопорным шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части, и двухместной кабиной экипажа над ним. Центральную часть фюзеляжа занимает грузовая кабина размерами 4.15 х 1.70 х 1.6м и объемом 16м3 с задним грузовым люком размерами 1.86 х 1.6м с опускающимся грузовым трапом и открывающимися в стороны створками. С левого борта кабины расположена дверь размерами 0.9 х 1.45м, в дверном проеме устанавливается стрела с электролебедкой БА-47 для подвеса груза, по бокам кабины имеются три круглых окна, одно из них в двери. В кабине размещаются откидные сиденья для 12 десантников; в перегрузочном варианте — для 16 десантников, включая стрелка; в санитарном варианте в кабине устанавливается 8 носилок для раненых, столик и сиденье для санитара. Кабина летчика имеет поточно-вытяжную вентиляцию и большие сдвижные двери. С 1957 года вертолеты Ми-4 оборудуются системой внешней подвески грузов массой 1200кг, в перегрузочном варианте — до 1600кг. В носовой части фюзеляжа под грузовой кабиной снизу размещается гондола для стрелка с остеклением впереди и креплением ограниченно-подвижной установки НУВ-1 с пулеметом ТКБ-481 калибром 12.7мм и коллиматорным прицелом К-10Т. Хвостовая балка коническая, круглого сечения полумонококовой конструкции, с отклоненной вверх концевой балкой. Шасси четырехопорное, неубирающееся, главные опоры ферменной конструкции, с масляно-воздушными амортизаторами и тормозными колесами размером 700 х 850мм, передние опоры с самоориентирующимися колесами размером 100 х 150мм, на конце хвостовой балки снизу размещена предохранительная хвостовая опора с воздушным амортизатором. Несущий винт четьгрехлопастный, с шарнирным креплением лопастей и фрикционными демпферами. Лопасти с 1960 года прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, с прессованным лонжероном из алюминиевого сплава и приклеенными секциями с сотовым заполнителем, хорда лопасти 0.62м, профиль лопасти NACA 23012, ресурс лопасти 2500ч. До 1960 года несущие винты имели лопасти смешанной конструкции со стальным трубчатым лонжероном и обшивкой из фанеры и полотна, ресурс которых не превышал 500ч. Лопасти имели трапециевидную форму в плане с хордой в корневых сечениях 0.8м и на конце 0.325м, профиль лопасти NACA 230. Рулевой винт диаметром 3.6м, трехлопастный, толкающий, с деревянными лопастями трапециевидной формы в плане. Силовая установка состоит из одного двухрядного звездообразного 14-цилиндрового поршневого двигателя АШ-82В с принудительным воздушным охлаждением, установленного в наклонном положении в носовой части фюзеляжа и снабженного открывающимися в стороны створками для облегчения обслуживания; по бокам фюзеляжа размещены боковые воздухозаборники системы воздушного охлаждения с осевым вентилятором. Топливная система состоит из одного мягкого протестированного бензобака емкостью 1000л в специальном контейнере в центральной части фюзеляжа. Для перегоночных полетов в грузовой кабине устанавливается дополнительный бак емкостью 275л. Маслосистема состоит из одного маслобака емкостью 65л и маслорадиатора, охлаждаемого воздухом от вентилятора двигателя. Трансмиссия состоит из главного редуктора с муфтой свободного хода и собственной маслосистемой, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта, соединительных валов и тормоза несущего винта, скорость вращения вала несущего винта на взлетном режиме 198 об/мин, на номинальном режиме 178 об/мин. Система управления впервые в практике отечественного вертолетостроения выполнена бустерной, с гидроусилителями по всем четырем каналам, работа которых обеспечивается от основной и дублирующей гидросистем с рабочим давлением 3.9—5.9МПа. Управление вертолетом двойное, с пружинными загрузочными механизмами. Оборудование обеспечивает пилотирование вертолета днем и ночью и в сложных метеорологических условиях, стандартное радиооборудование, состоящее из радиостанции РСИХ-ЗМ, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомера РВ-2, радиолокационной станции СРО и переговорного устройства СПУ-2 для различных модификаций, дополняется специальньм оборудованием. Вертолет оснащен кислородным оборудованием, обеспечивающим работу экипажа при высотных полетах с кислородным баллоном емкостью 2л и противообледенительной спиртовой системой; в санитарном варианте дополнительно устанавливается 8 кислородных баллонов емкостью по 1.8л для раненых. Вооружение. На транспортно-десантном варианте в гондоле расположена стрелковая установка HУB-1 с пулеметом А-12.7 конструкции Афанасьева калибром 12.7мм и боезапасом 200 патронов, углы обстрела пулемета А-12.7: в вертикальной плоскости вниз - 55°, в горизонтальной плоскости - 30° вправо и влево от продольной оси вертолета. В транспортно-боевом варианте вертолет был снабжен комплексом вооружения К-48 с пулеметом А-12.7 калибром 12.7мм с боезапасом 200 патронов в подфюзеляжной гондоле, 4 ПТУР "Фаланга" 4-6 блоками по 16 НАР С-5 или 4 бомбами по 250кг навнешних узлах.