История появления вертолетов

» English version
-Вертолеты-
Российской федерации
США
Франции
Англии
Других стран
- Уникальные прототипы-
США
России
Европы
Остальные
-Разное-
история
характеристика
интересные данные
рекорды
фото
видео
гостевая
-Заметки-

-Links-

наш e-mail midic2005@narod.ru

 

Родившись как транспортно-связное средство, винтокрылые летательные аппараты сразу же начали расширять границы своего применения, прежде всего в военной области. Уже в 1931 г. вооруженные силы США закупили несколько автожиров Питкера и Келлета, которые должны были решать задачи разведки, корректировки, связи, снабжения и участвовать в поисково-спасательных операциях, как в армии, так и на флоте. В 1933 г. винтокрылы хорошо проявили себя во время военных маневров в Великобритании, после чего английская армия заказала у испанской фирмы. Сперва пять автожиров С-40. Весной 1940 г. эти машины использовались для связи в ходе боевых действий во Франции, однако были потеряны при эвакуации английского экспедиционного корпуса из Дюнкерка. В январе 1944 г. Великобритания приобрела в США партию опытных вертолетов Сикорский YR-4B. При транспортировке на судах эти вертолеты нередко привлекались для поиска подводных лодок. В Англии YR-4B поступили сначала в исследовательские и научные центры, а затем в 529-й эскадрон. Довольно большое количество военных автожиров LeO C-30 имела к началу второй мировой войны Франция: 52 - в армии и 8 - на флоте. Французская винтокрылая авиация принимала участие в военных действиях вплоть до капитуляции Франции в мае 1940 г. В Германии первая и единственная вертолетная часть (40-я транспортная эскадрилья) была сформирована в начале 1945 г. На ее вооружении состояли вертолеты Фокке-Ахгелис Fa-223 и Флетнер FI-282. Эскадрилья занималась корректировкой артиллерийского огня, а также выполняла транспортные и связные операции на Восточном фронте. Кроме того, для подводных лодок было построено около двухсот буксируемых планеров-автожиров, "летающих перископов", Фокке-Ахгелис Fa-330. Япония, начиная с 1941 г. использовала несколько автожиров Каяба КА-1 для поиска подводных лодок. В СССР проектирование первого автожира началось в ноябре 1928 г. под руководством Николая Ильича Камова при поддержке Осоавиахима. 25 сентября 1929 г. автожир KACKP-I совершил свой первый полет. В январе 1931 г. этот экземпляр был оснащен двигателем вдвое большей мощности и получил обозначение КАСКР-И. В октябре Камов возглавил конструкторскую бригаду ЦАГИ, которая занялась разработкой первого боевого автожира А-7. Опытный экземпляр А-7 поднялся в воздух 20 сентября 1934 г. В 1939 г. Камов был назначен начальником бригады опытного завода, строившего головную серию автожиров А-7-За, а еще через год - директором первого в нашей стране завода винтокрылых летательных аппаратов. Его заместителем стал М.Л. Миль. В июне 1941 г. по инициативе Камова была сформирована 1-я отдельная корректировочная эскадрилья из пяти А-7-За. В августе-сентябре 1941 г. она в составе 24-й армии приняла участие в Смоленском сражении. При отступлении Красной Армии к Москве три машины были потеряны, а остальные в боях больше не использовались. Надо заметить, что камовский А-7-За был единственной винтокрылой машиной второй мировой войны, имевшей мощное вооружение: три пулемета, бомбы весом до 400 кг или шесть ракетных снарядов. Жесткие условия войны потребовали прекращения работ по перспективным направлениям в промышленности. В 1943 г. завод был расформирован, а его сотрудники направлены на различные предприятия. Единственной страной, применявшей винтокрылые летательные аппараты во второй мировой войне, были США. С апреля 1944 г. вертолеты Сикорский VS-316 (армейское обозначение R-4B) приняли участие в боевых операциях на севере Бирмы и на востоке Индии. В основном они занимались снабжением очагов обороны в джунглях, эвакуацией раненых, обеспечением действий командос. С учетом опыта эксплуатации R-4B фирма Сикорского разработала вертолеты S-47, S-48 и S-49. До конца войны США построили около 400 вертолетов, из которых были сформированы специализированные вертолетные части с подразделениями технического обслуживания и ремонта. После окончания второй мировой войны вертолеты достаточно широко применялись в локальных войнах и конфликтах. Так, в Малайе в 1948 г. для переброски пехотных подразделений английская армия задействовала 26 вертолетов S-51, которые выполнили около 20 тыс. боевых вылетов. Однако настоящее признание вертолеты получили только в Корейской войне (1950-1953 гг.). Если к ее началу армейская авиация США имела 1186 самолетов и всего 56 вертолетов, то вскоре после окончания - 2518 самолетов и уже 1140 вертолетов. В Корее винтокрылые машины выполняли свои традиционные задачи: транспортные, разведки и корректировки, поиска и спасения. Например, только за один день Инчхонской десантной операции 12 вертолетов совершили 262 вылета, перебросив 2 тыс. солдат и 50 т груза. Основными типами армейских вертолетов были: Белл ОН-13, Хиллер Н-23 "Рейвен", Сикорский Н-5 и Н-19 "Чикасо", Пясецкий UH-25 "Арми мул", часть из них оснащалась для самообороны пулеметным вооружением. Корейская война показала отставание СССР от США в области вертолетостроения. Единственной советской работоспособной машиной в то время был Ми-1, мелкосерийное производство которого велось с 1950 г. Поэтому в октябре 1951 г. было принято постановление правительства о разработке двух вертолетов: среднего десантно-транспортного вертолета - в ОКБ М.Л.Миля и тяжелого транспортного - в ОКБ А.С.Яковлева. Уже через семь месяцев после начала проектирования ОКБ М.Л.Миля выпустило первый опытный образец вертолета ВД-12 (Ми-4). Освоение серийного производства Ми-4 шло параллельно с изготовлением опытных экземпляров, что позволило уже в конце 1952 г. приступить к его войсковым испытаниям в 239-м гвардейском авиационном полку. С этого момента численность вертолетов в авиационном парке Вооруженных Сил СССР стала неуклонно расти: если в 1952 г. Министерство обороны СССР получило от промышленности 6685 самолетов и 38 вертолетов, то в 1954 г. -5617 самолетов и уже 117 вертолетов. С появлением современного десантно-транспортного вертолета стала возможна отработка новых форм боевых действий войск. Так, 10 сентября 1956 г. во время учений после воздушного ядерного взрыва мощностью 40 килотонн примерно в 500-600 метрах от его эпицентра с вертолетов Ми-4 был высажен десант 345-го парашютно-десантного полка (272 человека). Учения подтвердили возрастающую роль вертолетных десантов в современной войне. Следующим этапом использования винтокрылых машин стала война в Алжире (1954-1962 гг.), в ходе которой французские вертолеты впервые выполняли задачи огневой поддержки при высадке десантов. Для этого они оснащались стрелково-пушечным и ракетным вооружением, принимались меры и для повышения их боевой живучести: протектировались топливные баки, устанавливалась бронезащита экипажа. В составе группировки французских войск в Алжире действовали 22-я и 23-я вертолетные эскадры, в которые входило около 250 машин: американские Белл 47G, Сикорский S-55, S-58, Вертол Н-2В и С, английские Уэстленд S-55 и французские S.O. 1221 "Джинн" и S.E. 3180 "Алуэтт II". За шесть лет войны эскадра выполнила более 35 тыс. вылетов, потеряв всего 6 машин. В 1960 г. к оснащению вертолета вооружением приступила и американская армия. На серийный транспортный UH-1C "Ирокез" в различных комбинациях устанавливались: носовой 7,62-мм турельный пулемет, 40-мм гранатомет, пушки калибра 20 мм, противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) SS-11 французской разработки и неуправляемые авиационные ракеты (НАР). Успешные испытания убедили военных в возможности создания специализированного боевого вертолета. На основе гражданского Белл 47 была разработана боевая машина Белл 207 "Сиукс Скаут". После ее испытаний в 1963 г. армия США объявила конкурс на лучший проект вертолета огневой поддержки по программе AAFSS (Advanced Aerial Fire Support System). Конкурс выиграл проект винтокрыла Локхид CL-840, в дальнейшем получившего обозначение АН-56А "Шайен". Из-за выявленных серьезных недостатков его серийное производство было прекращено. Армия США, воевавшая в Южном Вьетнаме, крайне нуждалась в вертолетах огневой поддержки и сопровождения, более эффективных, чем UH-1B, поэтому было принято решение о закупке Белл AH-1G "Хью Кобра", созданных на базе несущей системы UH-1C. В июне 1967 г. начались поставки "Кобр" в войска, а уже в сентябре появились первые сообщения об их боевом применении. Если в Корее вертолет окончательно доказал свое право на использование в армии, то в Индокитае (война 1964-1975 гг.) он стал ее неотъемлемой частью, такой же, как самолет, танк или бронетранспортер. В июле 1965 г. была сформирована 1-я аэромобильная дивизия, которая имела 428 штатных вертолетов (разведывательные ОН-13 "Сиукс", огневой поддержки UH-1B, многоцелевые UH-1D и тяжелые транспортные СН-47 "Чинук") и за один рейс могла перебросить по воздуху треть своего личного состава с вооружением и боевой техникой. В октябре того же года дивизия была направлена во Вьетнам и до момента вывода американских войск оставалась самым эффективным соединением - аэромобильные части оказались идеально приспособленными для ведения войны с партизанами - войны без линии фронта. К середине 1967 г. армия США имела во Вьетнаме около 2000 вертолетов, а в 1968 г. - уже 4200. Кроме того, вертолеты входили в состав ВВС и ВМС. Примерно 20% этих машин были укомплектованы бортовым вооружением. С января 1962 г. по март 1970 г. армейская авиация США выполнила около 24 млн. вылетов, из них примерно 18 млн. - боевых. Вертолеты перевезли 1,5 млн. военнослужащих и более 150 тыс. тонн грузов, эвакуировали более 150 тыс. раненых, причем даже из районов Ханоя и Хайфона. Вертолеты огневой поддержки, для оснащения которых в США было создано около пятидесяти систем стрелково-пушечного и ракетного вооружения, успешно использовались для уничтожения целей на территории Южного Вьетнама. За десять лет войны США потеряли около 3 тыс. вертолетов, из них только 800 были сбиты в воздухе, а остальные - уничтожены на земле или разбились в результате летных происшествий. Потери экипажей составили более 2 тыс. человек. На заключительном этапе вьетнамской войны вертолеты впервые использовались в качестве носителей эффективного противотанкового оружия. Так, в боях за город Анлок в марте 1972 г. два южновьетнамских вертолета UH-1B, вооруженные ПТУР "ТОУ", выпустив 89 ракет, уничтожили 26 танков. Не менее удачно действовали противотанковые вертолеты в ходе арабо-израильской войны 1973 г. Например, 8 и 9 октября египетские Ми-4, совершив около 30 вылетов, уничтожили половину танков одной из бригад 162-й израильской бронетанковой дивизии. Спустя пять дней 18 израильских вертолетов взяли реванш у перевала Митла - в одном из вылетов они поразили 90 танков, не потеряв ни одной машины. В СССР работы по оснащению вертолетов вооружением началась практически одновременно с США. В 1958 г. был испытан вариант Ми-4 с балками для подвески четырех блоков НАР калибра 57 мм. В 1960 г. с вертолета Ми-1 был проведен первый экспериментальный пуск ПТУР 9М14М "Малютка", имевшей ручное наведение по проводам. В 1963 г. на испытания вышел Ми-1 с комплексом управляемого ракетного вооружения К-1В, в состав которого входили ПТУР 9М17М "Фаланга-М" с ручным наведением по радиолинии. Однако для Ми-1 этот комплекс оказался слишком тяжелым, что привело к прекращению дальнейших работ. В 1967 г. был создан вертолет Ми-4АВ, вооружение которого включало 12,7-мм пулеметную установку, шесть 16-ствольных блоков НАР калибра 57 мм, четыре ракеты "Фаланга-М" в ручном по радио режиме наведения. Ми-4АВ стал первым советским серийным вертолетом, оснащенным противотанковым управляемым вооружением (ПТУВ). Всего в вариант Ми-4АВ было переоборудовано около двухсот "четверок". Преемником Ми-4 должен был стать разработанный в 1961 г. вертолет Ми-8 с турбовальными двигателями. Уже в процессе проектирования планировалось оснастить вертолет вооружением. "Восьмерка" оказалась на редкость удачной машиной и располагала большими возможностями модернизации. В 1971 г. прошел испытания Ми-8ТВ, в состав вооружения которого, кроме пулеметного и неуправляемого ракетного оружия, входил комплекс ПТУВ 9П513 с четырьмя ПТУР "Фаланга-M", а в 1974 г. - Ми-8ТБ с шестью ПТУР "Малютка". Первое боевое крещение отечественные вертолеты получили в трехнедельном индо-пакистанском вооруженном конфликте в декабре 1971 г. Индия закупила около ста вертолетов Ми-4 в 1960 г. после конкурса, в котором "четверка" одержала победу над американским вертолетом Сикорский S-62B. Три транспортные эскадрильи Ми-4 приняли активное участие в военных действиях: только с 11 по 15 декабря 1971 г. "четверки" перевезли 2790 десантников и 90 т грузов, а однажды группа вертолетов в течение дня за 17 ч перебросила пехотный батальон в составе одной тысячи человек и 31 т грузов. Несмотря на сложные условия горной местности, Ми-4 показали высокую живучесть и надежность: за весь период конфликта было потеряно только две машины. Боевым дебютом Ми-8 стал сирийско-израильский вооруженный конфликт 1973-1974 гг. Хотя "восьмерки", в отличие от израильских вертолетов, к решению задач огневой поддержки не привлекались, они продемонстрировали высокие боевые качества. Один из вертолетов, на котором впоследствии насчитали 36 пулевых пробоин, смог выполнить 12-минутный полет и совершить посадку в расположении своих войск при отсутствии масла в основной гидросистеме и поврежденной маслосистеме одного двигателя. Машина была восстановлена и в дальнейшем летала без всяких ограничений. Наряду с созданием вертолетов огневой поддержки на базе транспортно-десантных машин, в 1966 г. в СССР был объявлен конкурс проектов специального боевого вертолета. Однако, в отличие от американских, советская машина должна была не только осуществлять огневую поддержку, но и перевозить отделение десантников с вооружением. В конкурсе победило ОКБ М.Л.Миля. В 1968 г. началась разработка вертолета Ми-24, а через три года первые пять машин этого типа были переданы ВВС для опытной эксплуатации. На первой же серийной модификации Ми-24А был установлен комплекс ПТУВ 9П146М с ручным наведением четырех ПТУР 9М17М " Фаланга". В 1974 г. прошел испытания Ми-24Д, оснащенный комплексом ПТУВ 9П145 второго поколения с полуавтоматическим наведением четырех ракет 9М17П "Фаланга-П". Вертолет Ми-24Д отличался от предшественников измененной конструкцией носовой части фюзеляжа (на нем появились две раздельные кабины для летчика и летчика-оператора) и усиленным пулеметным вооружением. Дальнейшим его развитием стали модификации Ми-24В, Ми-24П и Ми-24ВП с комплексом ПТУВ 9К113, обеспечивающим полуавтоматическое наведение восьми сверхзвуковых ПТУР 9М114 "Штурм". Этим же комплексом оснащался и транспортно-боевой вертолет Ка-29, разработанный в 1976 г. для вооружения больших десантных кораблей типа "Иван Рогов" (проект 1174). Суровым экзаменом для советской техники стала война в Афганистане (1979-1989 гг.). В труднодоступной горно-пустынной местности вертолеты были основным, а зачастую и единственным, средством огневого воздействия на противника. Впервые в мировой практике винтокрылые машины наносили массированные бомбоштурмовые удары, осуществляли патрульное сопровождение колонн, участвовали в поисково-спасательных операциях ночью в горах. При вводе 40-й армии в Афганистан на вооружении смешанного авиационного корпуса находилось около ста вертолетов Ми-24, Ми-8, Ми-6 и Ми-10, через год это количество удвоилось, а к началу вывода войск - превысило 300 машин. Чтобы представить масштабы применения вертолетов, достаточно упомянуть, что в июле 1985 г. в ходе операции "Пустыня" с вертолетов Ми-8 в горах было высажено около 7000 десантников, а в сентябре-октябре того же года при проведении операции "Плотина" - более 12000 человек. За время боевых действий было потеряно 333 машины, из них около 20% - по техническим и эксплуатационным причинам. "Афганский" опыт учитывался при модернизации старых и создании новых боевых и транспортных вертолетов. Еще одной войной с широким применением боевых винтокрылых машин советского производства стал ирано-иракский вооруженный конфликт (1980-1990 гг.). В составе ВВС Ирака, наряду с вертолетами других типов, находились и Ми-24. В сентябре 1980 г. в одном из первых боевых вылетов восемь Ми-24 с помощью ПТУР уничтожили 17 иранских танков, в тот же день другие шесть вертолетов с помощью НАР - еще 10 танков. Только за три месяца войны один из экипажей подбил 55 иранских бронемашин. В этой войне впервые велись воздушные бои между иранскими боевыми вертолетами АН-1 "Кобра" и иракскими Ми-24. Несмотря на то, что иранские летчики вступали в бой только при численном превосходстве, им не удалось сбить ни одного Ми-24. Иракские "двадцатьчетверки", в свою очередь, уничтожили несколько иранских "Кобр", а один из экипажей даже поразил управляемой ракетой низколетящий истребитель F-4E "Фантом 2". Можно привести пример, когда в районе города Абадан девять "Кобр" атаковали Ми-24, отставший от ведущего, но так и не смогли его сбить, и только "Фантому", наведенному "Кобрами", удалось поразить вертолет ракетой "Сайдуиндер". На борту Ми-24 начался пожар, летчик потерял сознание от ожогов и дыма, но летчик-оператор все же смог посадить горящую машину на своей территории и вытащить командира из кабины. Несмотря на все очевидные достоинства, которые продемонстрировали боевые вертолеты разработки 60-х гг. в локальных войнах, к середине 70-х гг. стало ясно, что при наличии в составе бронетанковых и мотомеханизированных подразделений ЗСК и ЗРК (объектовой ПВО) они не могут эффективно решать поставленные задачи. Помимо работ по программе винтокрыла "Шайен", в США были проведены испытания вертолетов огневой поддержки Сикорский S-67 "Блэк Хок" (первого с таким названием) и Белл 309 "Кинг Кобра", но серийно их не выпускали, так как в конце 1972 г. армия США объявила конкурс на создание нового боевого вертолета по программе ДАН (Advanced Attack Helicopter). Свои разработки представили фирмы Белл, Боинг-Вертол, Сикорский, Локхид и Хьюз. Рассмотрев проекты, армия США в июне 1973 г. заключила с фирмами Белл и Хьюз контракты, в соответствии с которыми каждая фирма должна была построить по три вертолета: два - для летных и один - для наземных испытаний. В декабре 1976 г. после сравнительных испытаний опытных вертолетов Белл 409 и Хьюз 77 (армейские обозначения YAH-63 и YAH-64 соответственно) предпочтение было отдано вертолету фирмы Хьюз. Однако определенные трудности, возникшие при испытаниях YAH-64, вынудили начать второй этап программы ААН, предусматривавший модернизацию трех опытных машин и постройку трех предсерийных. Поскольку работы по вертолету АН-64 затянулись, в 1977 г. в армию США начали поступать AH-1S "Кобра-ТОУ", оснащенные ПТРК "ТОУ" с полуавтоматическим наведением ракет по проводам. Под этот же комплекс дорабатывались выпущенные ранее AH-1G, после модернизации получавшие обозначение AH-1Q. Решение о серийном производстве вертолетов АН-64А "Апач" было окончательно принято в марте 1982 г., а головная серийная машина впервые поднялась в небо 9 января 1984 г. Таким образом, от момента объявления конкурса до момента запуска машины в серийное производство прошло одиннадцать с половиной лет. Надо отметить, что "Апач" создавался как элемент разведывательно-ударного комплекса, в который входил также вертолет-разведчик Белл OH-58D с надвтулочной системой обзора и целеуказания. Вообще, в США разведывательному обеспечению действий ударных вертолетов придается большое значение: в противотанковом батальоне "тяжелой" пехотной дивизии на 18 АН-64А приходится 13 OH-58D, а общее количество вертолетов-разведчиков в составе армейской авиации даже превосходит численность ударных вертолетов. Боевая биография "Апачей" началась 20 декабря 1989 г. с операции "Правое дело" против Панамы, в которой принимали участие две вертолетные роты АН-64А, правда весьма ограниченное ("Апачами" было израсходовано всего семь ПТУР "Хеллфайр"). Три вертолета получили от 8 до 23 пробоин от ручного стрелкового оружия, что не помешало им благополучно совершить посадку на своей базе. В полной мере "Апачи" продемонстрировали свои возможности во время операций "Буря в пустыне" и "Меч пустыни" зимой 1991 г. Именно им "выпала честь" открыть боевые действия против Ирака. 17 января 1991 г. восемь АН-64А 1-го вертолетного батальона 101-й воздушно-штурмовой дивизии, поддерживаемые вертолетами обеспечения UH-60A "Блэк Хок" и MH-53J "Пейв Лоу", в 2 часа 28 минут по местному времени атаковали и уничтожили две иракские РЛС дальнего обнаружения вместе со средствами электроснабжения и связи. В ходе атаки было израсходовано 27 ПТУР "Хеллфайр", 100 НАР калибра 70 мм и 4000 патронов калибра 30 мм. По образовавшемуся в радиолокационном поле Ирака двадцатимильному коридору в течение нескольких минут "прошло" около ста ударных самолетов, которые нанесли ракетно-бом-бовые удары по Багдаду и другим целям. За четыре дня операции "Меч пустыни" с 24 по 27 февраля 1991 г. "Апачи" 1-го вертолетного батальона 24-й пехотной дивизии, израсходовав 107 ПТУР "Хеллфайр", 100 НАР калибра 70 мм и 2000 снарядов калибра 30 мм, уничтожили 32 танка и около 100 единиц другой техники. 25 февраля около 30 "Апачей" при поддержке трех UH-60A и 13 OH-58D атаковали колонну иракской национальной гвардии, уничтожив 84 танка, БТР и БМП, 43СУ, 8 полевых орудий и 38 автомашин. Огнем ЗСУ-23-4 "Шилка" был поврежден один "Апач", который совершил вынужденную посадку и был уничтожен своим же экипажем. Летчики сбитого вертолета были эвакуированы на другом АН-64А. Помимо этой машины, непосредственно от огня противника была потеряна только одна "Си Кобра" корпуса морской пехоты. Всего за период с 17 января 1991 г. до момента прекращения огня 28 февраля армия, флот и корпус морской пехоты США потеряли 3 вертолета АН-64А "Апач", 4 - АН-1 "Кобра", 6 - UH-60 "Блэк Хок", 3-UH-46 "Си Найт", 4 - UH-1 "Ирокез" и 3 - ОН-58 "Кайова", в основном из-за ошибок летного и технического состава и отказов техники. Таким образом, за несколько десятилетий вертолет превратился из второстепенного средства разведки и связи в мощный штурмовик огневой поддержки.




 
Используются технологии uCoz